ЛНа сайт КорпорацииНовый номерАрхивРедакцияП
 

Что такое 4 Ноября?

№ 11 (50), 31 октября 2007

4 ноября – это день единства всех российских народов, день добрых дел.
4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.


  Из истории…

Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.

Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя –  его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.

Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

«Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне
разных вер и национальностей преодолели разделение,
превозмогли грозного недруга и привели страну
к стабильному гражданскому миру»
Патриарх Московский и всея Руси Алексий


День народного единства 4 ноября пришел на смену Дню согласия и примирения, который до 2005 года праздновался 7 ноября. События, происходившие 80 лет назад, никак не могли сделать 7 ноября Днем согласия и примирения.
Однако население России не радушно встретило новый праздник. По поводу его введения спорили общественные деятели, журналисты и обычные граждане. Появилось и много спорных вопросов, на которые сегодня стоит дать ответ.

Зачем нужно было придумывать новый праздник, да еще по прошествии 400 лет? Кто до этого догадался?
Начнем с того, что даже День Победы начали праздновать не в 1946 году, а лишь в 1965 году. Практически ни один российский государственный праздник не может «похвастаться» тем, что он был введен сразу по факту события. Чем это объясняется, уже не нам судить.

Вы скажете, что праздновать подвиг Минина и Пожарского через 400 лет – это уже слишком? Отнюдь, 4 ноября отмечался на протяжении столетий, вплоть до 1917 года. Дело в том, что еще в 1646 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявленным государственным праздником в память освобождения Российского государства от польско-литовской интервенции под руководством гражданина Кузьмы Минина и князя Пожарского.

Согласно православному церковному календарю в этот же день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери». 80 лет назад советская власть отменила все религиозные и связанные с религией праздники. 4 ноября также попал под раздачу. Потом этот день отмечали только православные церковники.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Было бы лукавством отрицать, что 4 ноября призван заменить 7 ноября, который из-за исторической подоплеки никак не мог быть Днем согласия и примирения. Идея сделать праздничным 4 ноября, как День народного единства, была подана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.

«Единая Россия» в лице Валерия Богомолова высказала поддержку инициативе. Осенью же 2004 года в Саратове прошел 8-тысячный митинг молодежи и представителей общественных организаций, в ходе которого прозвучала поддержка идеи установить празднование 4 ноября. Авторами законопроекта, вносящего поправки в Трудовой кодекс РФ, об отмене празднования 7 ноября и введении 4 ноября, стали Валерий Богомолов, Олег Еремеев («Единая Россия») и Владимир Жириновский (ЛДПР).

На заседаниях Думы против законопроекта выступали только коммунисты. В третьем чтении законопроект был принят 27 декабря 2004 года. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) – против, 2 воздержались.

4 ноября Смута не закончилась. Почему именно день взятия Китай-города стал государственным праздником?
Смута не была революцией, войной или перестройкой. Она не началась в один день и закончилась не сразу. Отголоски Смуты слышались даже после избрания царем первого Романова – Федора Михайловича.

Взятие Китай-города стало началом изгнания поляков из Москвы. Конечно, можно было вспоминать подвиг Минина и Пожарского и в день взятия Кремля. А можно было отмечать день избрания или коронации Федора Михайловича Романова. Но наши предки установили в качестве праздника именно 4 ноября. И не нам нарушать многовековую традицию.

Следует также отметить, что многие политики, ученые и журналисты негативно высказывались по поводу того, что праздник нужно отмечать не 4 ноября, а 1, 5, 6 или 10 ноября.

В пору, когда жили Минин и Пожарский, на Руси действовал Православный календарь. Позже был введен Григорианский календарь, благодаря чему все даты сместились на 13 дней. Действительно, Китай-город был взят 22 октября по старому стилю или 4 ноября – по новому. Кремль был взят 26 октября по старому и 8 ноября по новому.

Но в исторической науке есть и другие методы, которые используются крайне редко. Например, к дате по старому стилю прибавляется 10 дней. Отсюда и получаются 1 и 5 ноября. Вот только непонятно, зачем несогласным с 4 ноября было прибегать к практически неиспользуемым формулам?

  Возможно, неприемлемым для некоторых показался тот факт, что светский праздник «совпал» с церковным праздником. Но нам никуда не уйти в этом празднике от присутствия «религиозного момента». Дело в том, что православие было официальной религией России в то время, многие ополченцы шли, движимые посылами богомольцев, и, по преданию, икона Казанской Божией Матери сопровождала поход Минина и Пожарского.

Мы действительно живем в светском государстве, и нам не стоит делать упор на религиозную составляющую праздника, равно как и полностью отрицать ее.
В конце концов, в этом празднике существенна не сама дата, но ее смысл. А именно то, что в далеком 1612 году многонациональный народ, руководимый не правительством, а собственным чувством долга, объединился, поднялся, собрался с последними силами и спас Отечество.

Почему День народного единства? О единстве каких народов идет речь? И почему мы празднуем именно окончание Смуты, а не день Куликовской битвы или взятия Казани?
В наше время постоянно слышны разговоры о том, что России просто необходима национальная идея. В Российской империи ее суть заключалась в уваровской формуле «Православие, самодержавие, народность», в Советской России – «Пролетарии всех стран соединяйтесь». А в Российской федерации одни только разговоры вокруг да около и какие-то неудачные предложения. За всей этой суетой как-то позабылась идея национального единства, державшая страну целостной веками. Но государство, наконец, поняло, что сила России – в единстве.

Именно в подвиге Минина и Пожарского четко выражено единство всех национальностей (славян, татаров, черемисов и пр.), всех сословий (крестьян, торговцев, служилых, богомольцев), городов со столицей. Поэтому Днем народного единства и стала дата 4 ноября.

По материалам сайта www.4november.ru