ЛНа сайт КорпорацииНовый номерАрхивРедакцияП

Расцвет "пластикового" бизнеса еще впереди

№ 12, 23 ноября 2006

По мнению президента Ассоциации региональных банков России Александра Мурычева, розничный рынок банковских услуг - это самое активно развивающееся направление, в которое банки вкладывают большие деньги. Отмечается, что у рынка очень высокая динамика роста, причем потенциал роста "практически неисчерпаем", так как процент россиян, которые пользуются банковскими услугами, по сравнению с западными странами совсем невелик. Например, если 90% российских потребителей пользуется сервисами проведения коммунальных платежей, то всего около 20% - вкладами и денежными переводами, и только 3% - банковскими картами.

Как видно, доля безналичных расчетов по банковским картам все еще крайне мала. Причины все те же: не везде установлено специальное оборудование и зачастую неумение персонала им пользоваться удлиняет процесс оплаты товаров и услуг. Плюс к этому элементарное отсутствие привычки оплачивать товары безналичным путем.

Как отметил начальник управления развития розничных платежей департамента платежных систем и расчетов Банка России Вадим Кузнецов, 90% операций по пластику приходятся на снятие наличных и лишь 10% - на безналичные платежи. Однако число безналичных операций постепенно увеличивается. Способствует этому тот факт, что появляется все больше возможностей для проведения платежей (оплата сотовой связи, интернет-провайдеров, коммунальных и других услуг).

Объем рынка пластиковых карт по итогам I полугодия 2006г., по оценкам "РБК.Рейтинг", вплотную подходит к отметке 60 млн шт., и этот рынок, по мнению специалистов, является сейчас наиболее перспективным направлением развития банковской розницы. По итогам второго квартала 2006 года оборот по картам в России впервые превысил 1 трлн рублей.

Как свидетельствует статистика ЦБ, на сегодняшний день эмиссию платежных карт осуществляют порядка 700 кредитных организаций. По словам Вадима Кузнецова, на 1 июля 2006 года 42% банковских карт, эмитированных в России, приходилось на платежную систему VISA, 36% - на MasterCard и 22% - на другие платежные системы. По объему операций во втором квартале первое место также останется за VISA (50%).

В структуре Восточно-Европейской Финансовой Корпорации банками-эмитентами являются: ОАО "Инкасбанк", ОАО "Банк ВЕФК" - в Санкт-Петербурге, ОАО "Выборг-банк" - в Выборге Ленинградской области, ОАО "Уральский Трастовый Банк" - в Удмуртии, ОАО Банк "РОСТ" - в Москве, Нальчике и Костроме, ЗАО "Банк МДМ-Урал" - в Екатеринбурге.

Сегодня вниманию клиентов банки Восточно-Европейской Финансовой Корпорации предлагают банковские карты международных платежных систем VISA и MasterCard, а также локальные карты ИЖКАРД Уральского Трастового Банка. Уже сегодня в обращении находится порядка 180 тыс. карт, выпущенных банками Корпорации.

По мнению зарубежных экспертов, сегодня Россия стала самым быстроразвивающимся рынком банкоматов Центральной и Восточной Европы. Сейчас количество банкоматов в России увеличилось по сравнению с прошлым годом на 37,3% - до 27 640 единиц. Рост отрасли составил почти 40%.

Понимая всю перспективность этого направления деятельности, Корпорация продолжает развивать и сеть собственных банкоматов, постоянно увеличивая их количество. Общее число банкоматов Корпорации в сравнении с прошлым годом выросло на 96% и на сегодняшний день достигло более 200 единиц. Количество установленных электронных терминалов в пунктах выдачи наличных превышает 300 единиц.

Хотелось бы отметить, что ОАО "Инкасбанк" эмитирует банковские карты и выдает наличные денежные средства через собственную сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных при использовании мощностей процессингового центра ЗАО "Петрокарт", входящего в состав Восточно-Европейской Финансовой Корпорации.

В последнее время со стороны потребителей возрос не только интерес к этому продукту в целом, владельцы банковских карт стали предъявлять больше требований к сервису. В этой связи для удовлетворения потребностей своих клиентов банки разрабатывают новые предложения, например, различные бонусные программы и дополнительный сервис.

Так, для удобства клиента-держателя банковской карты Инкасбанка, департамент информационных технологий Восточно-Европейской Финансовой Корпорации совместно с процессинговым центром ЗАО "Петрокарт" внедрил услугу по SMS-информированию клиентов. В рамках данной услуги на мобильный телефон держателя банковской карты ОАО "Инкасбанк" передается информация о совершенных им операциях с использованием карты, а также доступный остаток на карточном счете. Это поможет держателю карты постоянно отслеживать приход и расход денежных средств.

Помимо того, с осени этого года все владельцы банковских карт ОАО "Инкасбанк", ОАО "Банк ВЕФК" (ОАО "МДМ-Банк СПб") и ОАО "Уральский Трастовый Банк" имеют возможность получить скидку в размере 10% при заключении договоров страхования в СК "Русский мир" по ключевым видам добровольного страхования: страхование квартир; страхование строений; страхование домашнего имущества; страхование автомобильного транспорта (КАСКО); страхование от несчастного случая; страхование граждан, выезжающих за рубеж. Кроме предоставления дополнительного сервиса интерес к банковским картам Корпорации поддерживается за счет участия банков-эмитентов в различных акциях, проводимых платежной системой VISA.

Что касается планов на будущее, то в ближайшее время ОАО "Банк ВЕФК" пройдет сертификацию в международных платежных системах для работы через процессинговый центр ЗАО "Петрокарт", что позволит улучшить обслуживание держателей банковских карт. Это даст возможность предлагать на льготных условиях банковские карты ОАО "Банк ВЕФК" пенсионерам и другим категориям граждан, имеющим социальные денежные льготы. Также в ближайших планах перевод ЗАО "МДМ-Банк Урал" и ОАО Банк "РОСТ" на работу через процессинговый центр ЗАО "Петрокарт". Таким образом, география сети обслуживания банковских карт Корпорации значительно расширится.

В заключении хотелось бы отметить, что потенциал новых продуктов на рынке банковских карт еще не исчерпан.
При сохранении существующих темпов роста рынок банковских карт по итогам 2006 года может достичь, по оценкам "РБК.Рейтинг", 70 млн карт. В ответ на более внимательное отношение клиентов к выбору банковских карт будет улучшаться качественное обслуживание со стороны банков.