Немногим более года отделяет нас от знаменательного события, которое, несомненно, станет важным моментом в истории Санкт-Петербурга и всей России.
В сентябре 2006 года ОАО " Пролетарский завод" отметит 180-летие со дня начала своей работы.
Возникновение Александровского чугунолитейного завода, знакомого нам, как Пролетарский завод, относится к началу XIX века. История его создания, как впрочем, и многое в Петербурге, связана с Невой.
Из-за сильного наводнения, произошедшего в Санкт-Петербурге 7 ноября 1824 года, серьезно пострадал Петербургский чугунолитейный завод, заложенный еще в царствование Екатерины II. Ремонтировать его уже не было смысла: дешевле и безопаснее было возвести новый и на новом месте. Так, на седьмой версте Шлиссельбургского тракта в 1825 году по соответствующему указу Александра I началась постройка Александровского завода.
Согласно архивным документам, 25 июня 1825 года в 4 часа пополудни в присутствии управляющего департаментом Горных и соляных дел и строительной комиссии было осмотрено место, предназначавшееся для строительства завода, совершен торжественный молебен и окропление святой водой места строительства. Затем, Управляющий департаментом А. Карнеев положил в камень, приготовленный для закладки, серебряные монеты всех достоинств, выбитые в 1825 году, и, уложив камень, накрыл его медной табличкой с памятной надписью. Это событие можно считать Днем рождения завода.
7 сентября 1826 года, спустя 14 с половиной месяцев после начала строительства завод начал работать.
В современной промышленности Санкт-Петербурга ОАО "Пролетарский завод" занимает особое место.
Уникальны его и 180-летняя трудовая история, и созданные на заводе механизмы, системы и комплексы, зачастую не имеющие аналогов в отечественной практике, и люди, которых по праву следует называть мастерами своего дела.
Первым на заводе был создан литейный цех, "который по устройству и огромности не имел себе подобных в России" - так писали о нем в начале XIX века. Именно в этом цеху, заводские умельцы создали архитектурные украшения для нашего города: Колесницу Победы на арке Главного штаба, Московские и Нарвские триумфальные ворота, Колесницу Аполлона на фронтоне Александровского театра, Египетские ворота в Пушкине, великолепную решетку у Смольного и еще множество градостроительных шедевров. И если во всем мире легко узнают скульптурные и архитектурные символы Северной Пальмиры, то это и потому, что к их созданию причастен Александровский литейный завод. Именно литейщики Александровского завода во многом определяли неповторимый образ Северной столицы.
Но, прежде всего предприятие, говоря современным языком, принадлежало военному промышленному комплексу и, обеспечивая стратегические задачи государства, строило первые паровые суда, выпускало паровые машины, станки, инструменты.
Уже через 15 лет после основания этот промышленный комплекс в одной из столичных газет назван "живителем российских мануфактур". В 1830 году с верфи Александровского завода была спущена на воду "Нева" - большое по тому времени грузопассажирское судно водоизмещением 250 тонн с двумя паровыми машинами и колесным двигателем. Весной следующего года "Нева" пришла в Одессу, обогнув всю Европу, - в истории русского мореплавания столь далекий рейс пароход совершил впервые. "Нева" открыла первую на Черном море регулярную пароходную линию Одесса - Константинополь.
В 1834 году недалеко от Кронштадта был произведен первый залп перископной глубины с подводной лодки, созданной по проекту военного инженера К. Шильдера на Александровском заводе. Это была первая цельнометаллическая подводная лодка в России.
В середине XIX-го века завод переводится в ведомство путей сообщения. Более века это предприятие поставляло локомотивы и вагоны для развивающейся сети российских железных дорог. Многие изделия, выполненные на заводе в XIX веке, смело можно причислить к техническим новинкам, в некоторой степени определившим развитие отечественной техники. Малоизвестен, например, факт постройки на Александровском заводе на заре развития пневмотехники первого локомотива, двигатель которого приводился в движение не паром, а сжатым воздухом. Машину эту автор изобретения - С. И. Барановский - предпочитал называть на русский манер "духоходом" или "духовым самокатом".
Век XX принес в Россию революцию, и не только промышленную, но и политическую.
Жизнь завода в послеоктябрьские годы в полной мере отразила все явления, характерные для Российского государства того времени. Но, несмотря на крушение государственного строя и экономическую разруху, ставшую следствием социальных катаклизмов в стране, рабочие предприятия старались сохранить завод и выполнить свое производственное назначение. В 1922 году завод получил новое имя - Пролетарский.
Шли годы. Пролетарский завод, зарекомендовавший себя как многопрофильное машиностроительное предприятие, украшал город, строил станки, пароходы, паровозы, тепловозы и другие машины, и по сей день входящие в списки технических приоритетов.
Во время Великой Отечественной войны, находясь в блокадном городе, работа на заводе не прекращалась ни на минуту. Завод выпускал мины, детали и механизмы для военной техники. Все рабочие, трудившиеся в годы войны на Пролетарском заводе, награждены медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" и "За оборону Ленинграда".
В 1963 году Пролетарский завод был перепрофилирован на создание изделий судового машиностроения для кораблей и судов Военно-морского, рыбопромыслового и других флотов страны.
Последние 40 лет предприятие, преобразованное в 1970-е годы в научно-производственное объединение с включением в него ЦНИИ судового машиностроения и завода "Экономайзер", специализируется в основном на судовом и энергетическом машиностроении. Можно без преувеличения сказать, что нет практически ни одного военного корабля или гражданского судна от тяжелого авианесущего крейсера, атомного подводного ракетоносца и супертанкера до ракетного и прогулочного катеров, где бы ни эксплуатировалась продукция объединения. Значителен вклад предприятия и в развитие энергетики.
Сегодня ОАО "Пролетарский завод", пережив многие трудности российских экономических реформ, мобилизовал все свои возможности для стабильной и успешной работы. Появилось множество новых, интересных и перспективных заказов и предложений.
В марте 2005 года ОАО "Пролетарский завод" стал лауреатом главной всероссийской общественной премии "Российский национальный Олимп" за огромный вклад в развитие российской промышленности. На заводе успешно работают такие важнейшие направления машиностроения, как: судовое, энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное.
Завод выпускает грузоподъёмное оборудование для металлургического производства, подземные буровые установки для нефтяных шахт, сваевдавливающие установки, термоусаживающиеся двухслойные ленты "ТЕРМА-60" для антикоррозийной защиты стальных трубопроводов, линии гранулирования древесных опилок производительностью 3т/ч и это далеко не полный перечень продукции предприятия.
На сегодняшний день Пролетарский завод - один из ведущих промышленных комплексов Северо - Запада, признанный не только в России, но и за рубежом.
Более 50% объемов его производства составляют оборонные заказы для ВМФ России и заказы на экспорт. Деловое и научно-техническое сотрудничество связывает ОАО "Пролетарский завод" со многими фирмами США, Германии, Англии, Японии, Индии, Китая, Сингапура, Вьетнама и других стран.
По словам Генерального директора завода В.Ф. Суслова, портфель заказов ОАО "Пролетарский завод" на 2005 год оценивается в 1200 млн. руб. Прибыль предприятия за истекший период увеличилась в 3 раза. Отрадно, что у Пролетарского завода есть постоянные и надежные партнеры, в их числе Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное Объединение "Северное Машиностроительное Предприятие", ОАО "Северная верфь", а также ОАО "Восточно-Европейская Финансовая Корпорация" (ВЕФК), ставшая в 2004 году основным акционером ОАО "Пролетарский завод". Начиная с весны 2004 года, ВЕФК активно помогает предприятию в различных направлениях деятельности. За последний год существенные суммы были инвестированы в техническое перевооружение и в обеспечение предприятиями материалами и комплектующими, без чего немыслим подъем уровня производства.
В преддверии юбилейного года и в год 180-летия со дня закладки первого камня, от всего сердца хочется пожелать коллективу ОАО "Пролетарский завод" дальнейших успехов, процветания и достойных побед!